пятница, 30 ноября 2018 г.

ОТ ПРАВОВОГО ЩИТА — К СОГРАЖДАНСТВУ

 ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД

О выполнении Проекта Уральской ассоциации беженцев «Правовой щит-2», при реализации которого были использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента         Российской Федерации от 03.04.2017 № 93-рп и на основании конкурса, проведённого Фондом президентских грантов.




13 июня 2012 года Указом Президента Российской Федерации была принята «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (https://www.gosrf.ru/news/4520/). Её целями были – обеспечение национальной безопасности, максимальная защищённость, комфортность и благополучие населения России, стабилизация и увеличение численности постоянного населения России, содействие обеспечению потребности российской экономики в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности её отраслей.

Основные направления государственной миграционной политики:
    • создание для соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства;
    • разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной российской экономикой;
    • содействие развитию внутренней миграции граждан России;
    • содействие образовательной (учебной) миграции в Российскую Федерацию и поддержка академической мобильности;
    • выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;
    • содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
    • противодействие незаконной миграции.
  
13 апреля 2010 года Указом Президента была принята «Национальная стратегия противодействия коррупции» (http://kremlin.ru/supplement/565). В ней отмечалось, что, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Одним из  основных направлений реализации Национальной стратегии является обеспечение участия в противодействии коррупции институтов гражданского общества.

Именно этим руководствовалась Уральская ассоциация беженцев, когда 21 апреля 2016 года обратилась в ГУ МВД России по Свердловской области с пакетом антикоррупционных предложений по реформированию  Федеральной миграционной службы. «Это решение было принято после массовых жалоб граждан, правозащитников, обращений политических и общественных деятелей России, — говорилось в этом обращении. — В частности, на Гражданском форуме, проходившем в декабре 2015 года в Москве, были обнародованы ужасающие факты коррупции и нарушения работниками ФМС международного и федерального законодательства. Было отмечено, что своими действиями служба не только порочит страну, но и порождает протестные настроения вплоть до экстремистских».

Что же лежало в основе столь радикального решения Президента? Вот лишь несколько фактов, обнародованных на Гражданском форуме еще в 2015 году (https://civil-forum.ru/forums/2015/discuss/migratsiya/):
— из всех целей Концепции миграционной политики Российской Федерации, утвержденной указом Президента в июне 2012 года, не достигнута ни одна.
Сохраняется огромные по масштабам потоки нелегальной и стихийной миграции (на сайте ФМС из года в год фигурирует одна и та же цифра — 3-3,5 миллиона человек);
Не меняется направленность миграционных потоков — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ханты-Мансийск. К примеру, из 1 млн. 600 тыс. патентов, выданных ФМС в 2015 году, 400  тыс.  пришлось на одну Москву.
— активизировалась законотворческая деятельность ФМС. Правда, результатом этого стали массовые нарушения прав и свобод граждан:
Закон о так называемых «резиновых квартирах», поправший Конституцию, Гражданский Кодекс и сделавший невозможным легализоваться в России не только иностранным рабочим, но и соотечественникам, добровольно переселяющимися на Родину;

Закон о выдворении и депортации мигрантов даже за 1 незначительное нарушение;

Сбои в автоматизированной системе МВД, которые в один момент делают нелегалами даже тех, кто прошел все процедуры и приобрел гражданство в ныне существующем порядке;

Нарушение Российской Федерацией условий международных Соглашений. К примеру, после внесения по инициативе ФМС одной-единственной поправки в подзаконный акт Россия стала массово нарушать Соглашение от 26.02.1999 "Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства". Если до внесения этой поправки уроженцы России, вернувшись на Родину, могли оформить гражданство в течение 3 месяцев, то после её принятия этот срок стал исчисляться со дня оформления… вида на жительство, то есть — через 1,5-2 года. И всё это время люди должны жить без пенсий, льгот и пособий, платить налоги с зарплаты как иностранцы.

Вообще законотворческой активности ФМС позавидует любое ведомство! За последние 15 лет ФМС внесла более 130 поправок и изменений в законодательство России. Результатом этого нормотворчества стала полная автономность и никому не подконтрольность ФМС: служба (а не депутаты!) сама правила законы, сама их исполняла, сама себя контролировала, сметая с пути любого, кто посягнет на эту закрытость. Ни предписания прокуратуры, ни решения судов, ни послания и обращения главы государства не были для миграционного ведомства авторитетом. А для граждан это нормотворчество привело к следующему:
— фактически прекращена свобода передвижения мигрантов по России (дошло до того, что даже в поездах людей задерживали и выносили решение об их выдворении);
— пребывание мигрантов не по месту жительства; работа не в сфере, указанной в патенте, может привести к выдворению или отказу в оформлении документов;
— рост числа «государственных посредников» (ФГУПы ФМС и ММЦ), целью которых декларировалась борьба с коррупцией, а фактически расценки этих госпосредников превзошли нелегальные и не принесли государству обещанные доходы;
— массовое нарушение прав соотечественников на гражданство и укоренение на земле предков;
— несудебное лишение почти 80 000 жителей России гражданства (признание ранее выданных паспортов недействительными).

Чтобы спрятать «неудобную статистику», ФМС нашла выход: она стала планировать будущие нарушения и даже размещать свои планы на официальном сайте. Вот примеры:
— выдать 37% от числа запрошенных патентов;
— доля незаконно находящихся на территории иностранных граждан должна составить… 50%;
— выявление органами ФМС нарушений миграционного законодательства — 2,5 млн. человек.

Вот откуда такая прыть в выдворении даже ничего не нарушивших людей!

В своих отчетах ФМС регулярно рапортует о своих достижениях:
— проверили и выдворили по программе «Магистраль» (в поездах) 22 тыс. лиц;
— по ст. 18.8 КоАП (нахождение не по месту регистрации) — 23 тыс., при этом завели 15 уголовных дел по преступлению «фиктивная постановка на учет иностранных граждан». Показательно, что 88% рассматриваемых в Мосгорсуде дел — это административное выдворение. При этом нет бесплатной юридической помощи, не привлекаются посольства стран выдворения, нет ответственности сотрудников ФМС, дезинформировавших иностранцев. Как отметили эксперты гражданского общества, ксенофобия и коррупционные преступления госслужащих против мигрантов всегда безнаказанны. А все беззакония ФМС позднее.. легализуются ею же правкой законов.

Примером такой практики может быть введение в силу Федеральным законом № 182 от 12.11.2012 года главы VIII` «Урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации».

Что же это за категории?
— дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;
— дееспособные дети выше указанных лиц;
—  совершеннолетние недееспособные лица, находящиеся под опекой выше указанных лиц,
— лица, имевшие гражданство бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства.

Всем этим лицам ФМС предписывает выдачу вида на жительство в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" или повторное приобретение уже имеющегося у них гражданства.

Далее: кого же по данной главе ФМС не признает гражданином Российской Федерации? Это случится, если:
паспорт гражданина Российской Федерации был выдан лицу на основании сообщенных им заведомо ложных или недостоверных персональных данных заявителя;
паспорт гражданина Российской Федерации был оформлен лицу на утраченном (похищенном) бланке паспорта гражданина Российской Федерации, о чем лицу, обратившемуся с заявлением о признании его гражданином Российской Федерации, было известно;
после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации лицо приобрело гражданство Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом или  после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации лицо приобрело гражданство иностранного государства или действительный документ, подтверждающий право на проживание в иностранном государстве.

21 апреля 2011 года Определением Конституционного Суда Российской Федерации от N 554-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Суслова Мераби Отаровича на нарушение его конституционных прав статьей 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (https://zakonbase.ru/content/base/181728) эта практика была признана незаконной.
Каждый из этих пунктов не только входит в прямое противоречие с 6 статьей Конституции (http://www.constitution.ru/) (Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его),
и с принципами Федерального закона «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ от 31.05.2002 г. (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/) (Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.
Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства).

Нарушение последнего принципа является непостижимым для исполнения работниками миграционного ведомства почти 15 лет. Оно то и ведёт к массовым нарушениям прав человека и деградации госслужбы, превращает ее из инструмента регулирования миграционных потоков в жупел произвола и беззакония.

Преамбула закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23178/) гласит: «Российская Федерации является правопреемником и правопродолжателем Российского государства, Российской Республики, РСФСР и СССР. Институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности».

Институт российского гражданства претерпел три периода своего развития.
Период становления, когда 100 лет назад  Постановлением временного правительства от 1 (14 по новому стилю) сентября 1917 года была провозглашена Российская республика (http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5203/). И первым законодательным актом, закрепившим статус российского гражданства, был Декрет Совета Народных Комиссаров «Об  уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917 года. Вот цитата из этого документа: «Установить одно общее для всего населения России наименование - граждан Российской Республики».

Второй период — появление советского гражданства, по сути «надгражданства». Когда к декабрю 1922 года был подписан Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1924.htm#ii), принятый Первым съездом Советов 30 декабря 1922 года. Этим договором было учреждено гражданство СССР, в которое переходили все граждане вошедших в него республик. На момент подписания Договора было 4 субъекта — РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская советская федеративная социалистическая республика. После окончания Великой отечественной войны в состав СССР входили 16 республик, позднее одна перешла в состав РСФСР, и к моменту распада СССР объединял 15 республик.

Принятие «Положения о союзном гражданстве» 29 октября 1924 года (http://www.alppp.ru/law/pravosudie/45/postanovlenie-cik-sssr-ot-29-10-1924.html) закрепило гражданство СССР за всеми гражданами союзных республик. Гражданами СССР по рождению признавались дети советских граждан, независимо от места рождения. Прием в гражданство иностранцев, проживающих на территории союзных республик, решали республиканские ЦИК.
Двойное гражданство не признавалось. Было закреплено, что за лицом, ставшим гражданином СССР, права и обязанности перед другим государством прекращались.
Положения о союзном гражданстве, принятые в 1930 и 1931 годах, развивали нормы законодательства о гражданстве в отношении приема в гражданство детей, восстановления в гражданстве и выхода из союзного гражданства.

«Закон о гражданстве СССР» от  19 августа 1938 года (http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=17090#09318015213722437) признавал гражданами СССР всех лиц, состоявших в подданстве Российской империи до 7 ноября 1917 года  и не утративших советского гражданства, а также – принявших его в установленном законом порядке.

Среди оснований прекращения гражданства СССР в Законе о гражданстве 1938 года было установлено «лишение гражданства», как и в действовавшем ранее законе. Лишение советского гражданства происходило строго индивидуально по решению суда либо по Указу ПВС СССР.

Именно этим законом на территории СССР был введен термин «лицо без гражданства». Таковыми считались те, кто не являлся гражданами Союза и не имел доказательств принадлежности к гражданству иного государства.

И третьим этапом развития института российского гражданства можно считать события, последовавшие после распада СССР. После принятия Декларации независимости России начался второй после 1917 года «парад суверенитетов». Все бывшие союзные республики приняли собственные декларации и очертили круг своих граждан. Только Россия объявила себя правопреемницей и правопродолжателем Советского Союза. И прежде всего — в отношении своих граждан.

Несмотря на то, что законом «О гражданстве РСФСР» от 1991 года (http://www.democracy.ru/library/laws/federal/1948-I_fz/) гражданами России были признаны не только жители бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу законодательства о гражданстве (6 февраля 1992 года), не заявившие в течение года о своем нежелании состоять в гражданстве РФ, но и  граждане РСФСР-РФ по рождению (часть 2 статьи 13), а также дети, рожденные от граждан России, независимо от места рождения, лица, лишенные советского гражданства, и их потомки по прямой восходящей, до настоящего времени позиция госслужащих в отношении своих же граждан остается непреклонной и незаконной - служащие не считают их гражданами Российской Федерации.

Гражданство устанавливают по прописке на 6 февраля 1991 года, соотечественников, имеющих иное гражданство, считают иностранцами; а лиц, удостоверяющих личность по советским паспортам (кстати говоря, только в России советские паспорта все еще являются законными), — лицами без гражданства или лицами с «неурегулированным статусом».

Фактически Россия в мирное время в одночасье лишилась 27 миллионов своих граждан. И до сих пор в статусе российских соотечественников они остаются за пределами своей страны. Ничтожная доля из них вернулась в Россию, остальные, не прекращая своего российского по рождению гражданства, живут в зарубежье и опасаются стать жертвами очередного произвола на родине своих предков. И пока миграционное законодательство будут править и исполнять полицейские, Россия будет терять своих лучших детей, и русский народ останется самым великим разделенным народом планеты.
     
В сентябре 2017 года Уральская ассоциация беженцев единственная в мире торжественно отметила 100-летие Российской республики и института российского гражданства.

ВИДЕО: Конференция "100 лет российской демократии"


Этим мероприятием был завершен Проект «Правовой щит», победитель конкурса президентских грантов, и начата деятельность по Проекту «Правовой щит-2», который также победил в конкурсе, проведенном Фондом президентских грантов. Новый Проект выводил деятельность по защите прав соотечественников на новый уровень. Предполагалось не просто оказывать бесплатные консультации гражданам, но и продолжать антикоррупционную работу путем предания гласности выявленных фактов,  создания системы общественного контроля, оптимизации исполнения миграционного законодательства, а также продолжать просвещение власти и гражданского общества по вопросам гражданства России.

Первый этап Проекта стартовал 2 октября 2017 года. В этот же день в Законодательном собрании Свердловской области руководителем Проекта был сделан доклад о системных нарушениях права человека на гражданство. В докладе были обозначены проблемы регионального и территориального уровней и сформулировано видение того, как эти проблемы можно решить.

19 октября и 14 ноября команда Проекта принимала участие в приемах по личным вопросам руководства ГУ МВД России по Свердловской области. Где также были представлены конкретные факты нарушения прав граждан, вручен календарь публичных мероприятий Проекта и оглашены выводы сентябрьской конференции. Всего за время Проекта было принято участие в 10 личных приемах  руководством органов внутренних дел, а том числе — 8  территориальных и 2 федеральных. Это позволило использовать прописанную в законодательстве о гражданстве процедуру обжалования неправомерных действий рядовых сотрудников, оценить способность руководства разрешать миграционные конфликты и уровень его компетентности.

3 ноября 2017 года в ресурсном центре Дом народов Урала в рамках Большого этнодиктанта состоялось тестирование граждан и членов национально-культурных объединений Свердловской области на знание истории российского гражданства. Тест содержал 20 вопросов и вызвал неподдельный интерес у собравшихся. Было протестировано 50 человек.

ВИДЕО: Вступительное слово Людмилы Лукашёвой

23 ноября 2017 года в Уральском федеральном университете состоялся Круглый стол на тему: «Компетентностный подход в оказании миграционных услуг. В его работе приняли участие представители органов власти в лице ГУ МВД России по Свердловской области; ученые ведущих вузов Урала, готовящих специалистов в области юриспруденции, политологии и журналистики; некоммерческие организации; журналисты и активные граждане. Всего   —   46  человек.

ВИДЕО: Круглый стол: "Компетентностный подход в оказании миграционных услуг"   
Ссылка на полный плейлист мероприятия:
https://www.youtube.com/playlist?list=PL0e7VgTc-ovYJMSIIT83_3m3_jd1RuxvP

Главным лейтмотивом мероприятия, в контексте которого разворачивалась дискуссия, стала проблема некомпетентности государственных служащих, исполняющих миграционное законодательство.

Участники круглого стола констатировали, что обстановка в сфере исполнения миграционного законодательства накалилась до предела:
с 2002 года ФМС России внесла более 130 поправок в миграционное законодательство, что повлекло к появлению в нем массы противоречий и пробелов, усугубляющих ситуацию в сфере гражданства, приводящих к социальной напряженности, проявлению бытовой агрессии вплоть до экстремизма;
ежедневно суды общей юрисдикции только Свердловской области рассматривают от 5 до 10 исков и жалоб на действия работников бывшей ФМС; в судебных заседаниях проводит полный рабочий день ведомственный юрист; без соблюдения процедур проверки, предусмотренных законом и административными регламентами ФМС, составляются возражения и ответы, суть которых не соответствует, а то и противоречит закону; длительно не исполняются судебные решения, вступившие в силу; бесконечно обжалуются те, что вынесены в пользу граждан; на административных истцов и их представителей оказывается психологическое давление; нередко прямо в судебных заседаниях подделываются и подтасовываются документальные доказательств;
нарушаются принципы работы с общественными объединениями: чиновники делят их на «угодных» и «неугодных», произвольно ограничивают доступ на дискуссионные и информационные мероприятия, игнорируют обращения и петиции в защиту прав человека, превращают общественные советы в имитационные структуры;
без соблюдения принципов законодательства о гражданстве, в нарушение предписаний Генеральной прокуратуры проводятся акции по массовому изъятию паспортов и лишению гражданства лиц, прошедших процедуру приобретения гражданства и получивших свой паспорт в территориальных органах ФМС;
ежегодно из системы исполнения наказания выходят на свободу тысячи человек, не имеющих документов (бывшие граждане СССР, ЛБГ, иностранцы, бипатриды). МВД игнорирует свою обязанность проводить индивидуальную проверку наличия у каждого гражданства России, что приводит к нарушению их прав другими ведомствами (Минюст выносит, а ГУФСИН вручает освобождающимся шаблонные решения о нежелательности пребывания в России, суды в заочном производстве направляют граждан в спецучреждения МВД (ЦВСИГи), и там уже отбывшие наказание люди от нескольких месяцев до нескольких лет находятся в условиях ограничения передвижения и неизвестности (так как МВД не оказывает им содействия в документировании, нарушает их права на квалифицированную юридическую помощь и гражданство);
уровень коррупции на ниве миграции стал представлять угрозу безопасности государства.

Участники круглого стола решили обратиться в МВД Российской Федерации и Государственную Думу России с предложениями:
— поддержать гражданскую инициативу  об учреждении региональных комиссий по миграционным спорам, наделив их полномочиями досудебного урегулирования споров, содействия в выдаче заключений по материалам проверки наличия/отсутствия гражданства, повышения квалификации специалистов МВД; в качестве пилотного эксперимента выбрать Свердловскую область и привлечь в состав такой комиссии экспертов-консультантов Общественной палаты, юридических вузов Свердловской области;
— объявить конкурс на разработку электронной государственной услуги «Определение наличия/отсутствия гражданства Российской Федерации» на основе технологии определения гражданства Лауреата Национальной премии «Гражданская инициатива» Уральской ассоциации беженцев;
— объявить конкурс на разработку программы повышения квалификации работников МВД «Компетенция «Гражданство Российской Федерации».

Предложения Круглого стола руководителю Проекта «Правовой щит-2» Лукашёвой Л.С. было поручено передать в Государственную Думу и МВД России.

27 ноября 2017 года поручение круглого стола было выполнено. Предложения были переданы начальнику ГУВМ МВД России генералу О.Кирилловой на личном приеме. Среди приглашенных были участники Проекта Л.Лукашёва (Екатеринбург) и Н.Коверник (Красноярск). Важнейшим шагом стало предложение О.Кирилловой создать из экспертов  гражданского общества совет при МВД и включиться в процесс совершенствования работы территориальных органов и законодательства о миграции.

28 ноября предложения екатеринбургского круглого стола были переданы в Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Государственной думы Российской Федерации.

А накануне, 25-26 ноября, команда Проекта принимала участие в Гражданском и Правозащитном форумах в Москве. Где также были озвучены проблемы оптимизации реформы миграционного ведомства России.

В общей сложности, в ходе реализации Проекта было проведено  7 публичных мероприятий, в их работе принимало участие 242 человека. Каждое мероприятие позволяло обсуждать и резюмировать результаты практической деятельности команды Проекта.

Так 24-25 марта 2018 года в Доме народов Урала (г. Екатеринбург) состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Гражданство  России — правовой щит соотечественников». Целью дискуссии был анализ нарушений прав человека органами МВД.  Заслушав и обсудив доклады: А.А.Мостового, специалиста-эксперта Управления по вопросам гражданства Администрации Президента России (1994-1997 г.г.), Л.С.Лукашёвой, президента Уральской ассоциации беженцев, эксперта-консультанта Общественной палаты Свердловской области, Р.Е.Качанова, председателя совета координаторов Межрегионального центра прав человека, Л.В.Макаровой, председателя региональной общественной организации переселенцев и беженцев «Свет» Московской области,  Н.А.Максимовой, юриста Калужского  отделения Общероссийского движения «За права человека», В.А.Щукина, члена Общественной палаты Свердловской области, собравшиеся пришли к выводу, что миграционное ведомство МВД в состоянии устранить  нарушения, если скорректирует понимание закона о гражданстве так, как его толкует Конституционный Суд, и тем самым  нацелит своих сотрудников на защиту прав человека и служение Отчизне.

ВИДЕО: Конференция «Гражданство  России — правовой щит соотечественников»
Лекция Анатолия Мостового
   Ссылка на полный плейлист мероприятия:
   https://www.youtube.com/playlist?list=PL0e7VgTc-ovYJNNrRjBhLH7PuO15vt1EF

По мнению собравшихся, выправить ситуацию помогут следующие шаги:
1.  Создание Совета по вопросам гражданства при Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации.
2. Учреждение экспертно-консультативного подразделения в Общественном совете при МВД России.
3. Включение соответствующих общественных структур в региональные и территориальные органы УВМ МВД.
Только при совместной работе государственных органов и гражданских структур можно сделать миграционную политику России гармонизирующей права человека и интересы государства!

Резолюция Конференции была направлена в МВД, Государственную думу и Совет при Президенте России по правам человека и развитию гражданского общества. Она определяла логику дальнейшей работы команды по Проекту.

Результатом ознакомления с Резолюцией стало приглашение руководителя Проекта Л.Лукашёвой на Парламентские слушания в Государственную думу РФ (2 апреля 2018 года ею был сделан доклад «Искажение истории миграционным ведомством России») и на заседание Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: "Собирание соотечественников во благо России" (17 апреля 2018 года на заседании был сделан специальный доклад «Проблема правового положения в России лиц с так называемым «неурегулированным правовым статусом»).  И поставлен вопрос о создании системы общественного контроля из числа аналитиков гражданского общества при Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации, в Общественном совете при МВД, в региональных и территориальных органах ГУВМ МВД.

ВИДЕО: Парламентские слушания в Госдуме 2 апреля 2018 года
Ссылка на полный плейлист мероприятия:
https://www.youtube.com/playlist?list=PL0e7VgTc-ovbUlM0Rr1xmkPqu5YCOsdEj 

21 апреля в Екатеринбурге состоялся информационно-обучающий семинар на тему: «Нет - выдворению соотечественников!». В его работе принимали участие 15 человек, в том числе члены Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области и юристы, защищающие права соотечественников, находящихся в местах лишения свободы. Юристы команды Проекта ознакомили собравшихся с практикой профилактики и отмены выдворения лиц, освобождающихся из мест лишения свободы и не имеющих документов, удостоверяющих личность.

ВИДЕО: Семинар "Нет - выдворению соотечественников!"
Выступление Президента УАБ Людмилы Лукашевой

Ссылка на полный плейлист мероприятия:
https://www.youtube.com/playlist?list=PL0e7VgTc-ovYhMzCW0P6M0oG06VED3bWQ 

26 июня на факультете журналистики Уральского федерального университета имени Первого Президента России Б.Ельцина состоялся семинар  на тему: «Сущность российского гражданства и технология его защиты». Будущие журналисты узнали  о том, что такое институт российского гражданства, какова его история, философия и особенности современного понимания.

ВИДЕО: Выдержки из выступления Президента УАБ Людмилы Лукашевой
на семинаре факультета журналистики УрФу


14 августа в Общественной палате Российской Федерации состоялся Круглый стол на тему: «Роль гражданского общества в оптимизации исполнения миграционного законодательства». Организатором мероприятия стала Комиссия по безопасности и взаимодействию с ОНК (В.И. Винницкий) совместно с Комиссией по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений (И.Е. Дискин).  С докладом «О механизме участия структур гражданского общества в реформировании миграционного ведомства» выступили: президент Уральской ассоциации беженцев Л.Лукашева и председатель переселенческой организации «Свет» Московской области Л.Макарова. В рекомендациях Круглого стола вновь была зафиксирована идея о создании экспертного совета по вопросам гражданства с участием докладчиков от общественных организаций.

ВИДЕО: Выступление Президента "Уральской ассоциации беженцев" Людмилы Лукашёвой на круглом столе
"Роль гражданского общества в оптимизации исполнения миграционного законодательства". 
Общественная палата  Российской Федерации. 14 августа 2018 года.


Важнейшей составляющей Проекта стал открытый прием соотечественников в Московской и Калужской областях. Он начался с Круглого стола в Общественной палате РФ, продолжился участием уральцев в Акции «Гражданин. Полиция» и завершился консультированием граждан совместно с лидерами общественных организаций г.Чехова (Московская область) и Обнинска (Калужская область). Помимо этого коллеги обменялись опытом, обсудили общие проблемы и запланировали дальнейшие мероприятия по укреплению горизонтальных связей по защите прав граждан.

ВИДЕО: Президент УАБ Людмила Лукашёва об общественном контроле
и правозащитной деятельности
Ссылка на полный плейлист мероприятия:
https://www.youtube.com/playlist?list=PL0e7VgTc-ovZBgk6D4q90OnODyXIHRHIK 

И уже традиционно, 14 сентября, в день провозглашения Российской республики,  уральские правозащитники провели Круглый стол на тему: «Роль государства и гражданского общества в защите прав соотечественников». Мероприятие поддержали Ассоциация национально-культурных объединений и Общественная палата Свердловской области.

ВИДЕО: Круглый стол на тему:
«Роль государства и гражданского общества в защите прав соотечественников»


Целью мероприятия была выработка форм и методов участия граждан в общественном контроле за исполнением и изменением законодательства о гражданстве Российской Федерации; ознакомление с опытом профилактики нарушений права человека на гражданство и новыми вердиктами Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
В работе мероприятие принимали участие 26 человек, в том числе: юристы, правозащитники, представители органов власти, ответственных за надзор и исполнение законодательства о гражданстве. 

К числу незапланированных мероприятий стоит отнести участие двух членов команды Проекта в личном приеме Первого заместителя министра внутренних дел Российской Федерации А.Горового (Москва).   Прием проходил 26 сентября в главном здании МВД на Садовой-Сухаревской.  Генерала ознакомили с волокитой, которую устроили его подчиненные в ответ на обращения и инициативы, изложенные в ходе реализации Проекта и направленные на защиту конкретных лиц. Помимо жалоб отдельных граждан, была составлена справка о типичных нарушениях законодательства о гражданстве, приложен реестр личных дел 16 граждан из нескольких регионов России, обратившихся на Проект за защитой. Кроме того, была проведена презентация технологии определения гражданства, которой пользуются эксперты Уральской ассоциации беженцев для защиты прав граждан.

ПЕРЕГОВОРЫ О ПРАВЕ НА ГРАЖДАНСТВО
https://ekb-uab.livejournal.com/12477.html

Важнейшем составляющей Проекта является судебная защита граждан. И хотя прямой обязанности защищать граждан в судах у юристов команды не было, за время реализации Проекта они приняли участие в 80 судебных заседаниях. В том числе в Мосгорсуде, в Замоскворецком райсуде Москвы, Липецком областном суде и судах общей юрисдикции Свердловской области. Составлена и принята к производству жалоба в Конституционный Суд. При положительном ее разрешении в России появится практика защиты жителей Крыма и Севастополя, попавших в законодательную коллизию и до настоящего времени не имеющих российских паспортов.

ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЬЦА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ
https://ekb-uab.livejournal.com/16082.html

В ходе этой деятельности была выработана уникальная практика введения эксперта, не имеющего высшего юридического образования, в судебный процесс по обжалованию действий/бездействий должностных лиц и защиты соотечественника, проживающего в регионе с низким уровнем гражданской активности, в регионе, имеющем высокий статус и компетентное судейское сообщество.

ВИДЕО: Судебный репортаж: "Страсти по гражданству"


И еще одно направление консультативной деятельности по Проекту: посещение лиц, находящихся в Спецучреждении временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства (СУВСИГ), в отношении которых приняты решения о депортации и выдворении за пределы Российской Федерации. Всего было проведено 28 выездных консультирования обитателей СУВСИГа. Оказано 650 устных и письменных консультаций, в том числе и путем инициирования судебных исков. Юристы Проекта принимали участие в 80 судебных заседаниях, 28 раз посетили СУВСИГ Свердловской области, оказали эффективную судебную поддержку 16 гражданам, содержавшимся там. Выработали оригинальную практику защиты лиц, в отношении которых принято распоряжение Минюста РФ о нежелательности пребывания в России. Для дальнейшего сопровождения лиц, помещенных в СУВСИГе, создана команда юристов и правозащитников из разных организаций. Чтобы не зависимо от наличия или отсутствия финансирования проектов, работа по защите соотечественников продолжалась.

СЕРБУ ИЗ КОСОВО ГРОЗИТ ВЫДВОРЕНИЕ
https://ekb-uab.livejournal.com/9843.html

Одной из основных форм ведения Проекта являлось освещение его публичных мероприятий и конкретных примеров нарушения прав граждан в средствах массовой информации и соцсетях. На канале Фейсбук было создано две странички Уральской ассоциации беженцев и страничка руководителя организации Людмилы Лукашевой. Практически ежедневно выкладывались комментарии, пресс-релизы, видеоролики и фото-альбомы по тематике Проекта. За весь Проект было опубликовано в СМИ и соцсетях 453 материала разного формата, в том числе  в печатных СМИ («Новая газета», «Бугурусланские известия»), электронных (телеканал «Настоящее время», портал «Правозащитники Урала»,  «Радио «Свобода») и в нескольких группах соцсетей Фейсбук, Одноклассники, You-Tube, ЖЖ, Blogger).
Было сделано 9 докладов на региональных и федеральных мероприятиях (два из них транслировались в прямом эфире пресс-службами Государственной Думы и Совета при Президенте по правам человека и развитию гражданского общества). В результате слаженной работы журналистского сообщества команды Проекта появился опыт СМИ-сопровождения некоммерческих социально значимых проектов. Этим опытом начали делиться с будущими журналистами в Уральском федеральном университете и активистами общества «Знание» г. Каменска-Уральского. Показательно, что этот обмен позволил провинциальной НКО стать победителем второго конкурса президентских грантов 2018 года.

Целевыми группами Проекта стали не только заявленные: беженцы, лица, содержащиеся в местах лишения свободы, мигранты и соотечественники, но и активисты общественных советов и палат, лидеры правозащитных НКО, учёные и студенты гуманитарных направлений уральских вузов, а также депутаты федерального и регионального уровней.  Это содействовало расширению влияния Проекта и повышению его устойчивости. Проектом было охвачено 14 регионов России, в трех Уральская ассоциация беженцев открыла свои представительства. За свою работу организация  была награждена Благодарственным письмом депутата Государственной Думы К.Затулина.


Гражданство для нашей страны — понятие почти сакральное, 100 лет оно соединяет Русский мир, ведь главной трагедией ХХ века стало разделение самого великого народа в мире. Одним чиновникам эту трагедию не преодолеть.

Миссия нового Проекта Уральской ассоциации беженцев - слова Патриарха Кирилла на Царских днях в Екатеринбурге - «соединение разделённого» - СОГРАЖДАНСТВО.


Людмила Лукашёва,
Президент Свердловской региональной общественной организации
Уральская ассоциация беженцев,
руководитель Проекта "Правовой щит -2"

Комментариев нет:

Отправить комментарий