четверг, 21 марта 2019 г.

ВАНЬКА-ВСТАНЬКА ПО ИМЕНИ АНДРЕЙ

День счастья для этого 30-летнего парня запомнится на всю жизнь. В это  день он впервые в жизни получил паспорт гражданина России...



 Когда Андрей со своим другом зашли в Дом народов Урала на консультацию для соотечественников,  он смутился - старый купеческий особняк в центре Екатеринбурга казался ему настоящим дворцом, а люди, вежливо предлагавшие ему подождать, - небожителями. Андрей не привык к такому обращению В его жизни было столько предательства и горя, что ему казалось, что этот замкнутый круг уже никто и никогда не разорвет...

... Распад СССР застал их с матерью в Казахстане. Жили они небогато, отца он никогда не видел, и когда соседи стали покидать город, засобирались на Родину матери и они. Россия для  8-летнего пацаненка казалась чем-то сказочным, благополучным и добрым. Все родственники Андрея жили на Северном Урале. Среди них оказался и он.

Карпинск из богатого и ухоженного постепенно превращался в захолустье - закрывались предприятия, ветшали дома, зияли лужами и трещинами улицы. Градообразующее  предприятие - ОАО «Вахрушевуголь» - простаивало и никакой другой работы, кроме торговли,  в городе не было.

Мать Андрея старалась изо всех сил - бралась за любую работу, чтобы хоть как-то прокормиться на новом месте. Но беда одна не ходит. Только жизнь начала налаживаться  - грянул дефолт, обесценились последние деньги... Каждый бился только за себя. И никому не было дела до пацаненка и его матери, "понаехавших" из пусть из ближнего, но всё зарубежья. Было такое, что Андрей мог поесть только в школе. А потом - какие там науки?... Беспросветность и безнадега российской провинции лихих 90-х больней всего ударяла как раз по окраинам. Шпана, водка, драки, воровство - лишенные внутренней опоры люди в российской глубинке очень быстро скатывались на дно жизни, а то и уходили из нее. В неполные 47 лет умирает Андрейкина мать.


Уже второй раз за его маленькую жизнь его бросили - сначала отец, которого он никогда не видел и ничего о нем не знал, а потом и мать... Сиротские слёзы недолги. Опеку над Андрейкой оформила материна сестра. Впрочем, у той была своя жизнь, свои проблемы. По большому счету, ей было не до пацана. В доме часто устраивались попойки, уроки Андрею было делать негде да и не особо хотелось. Потому покатился он по скользкой дорожке.


Первый срок Андрей получил в 15 лет.  Теперь его опекуном стало государство: колония для несовершеннолетних, профучилище. Правда, закончить его парню не удалось - освободился.

Судя по всему, и государство для Андрея было не лучшим опекуном: не успел он выйти на свободу, как снова попал в тюрьму. А потом еще на три года. Почти половину из своих 27 лет провел под суровым оком государевым. А когда отсидел в третий раз... угодил в новую тюрьму - Центр временного содержания иностранных граждан.


Кто б мог подумать, что русский парень из уральской глубинки окажется здесь по вине своего последнего опекуна?! Именно государство не удосужилось вовремя оформить ему паспорт. Именно государство садило, выпускало и снова садило нашего героя как "лицо с неопределенным правовым статусом". Именно государство Распоряжением Минюста Российской Федерации признало его нежелательным для пребывания в этой самой Федерации, а потом решением ГУ МВД по Свердловской области постановило "депортировать за пределы Российской Федерации". Куда именно, государство не указао, потому полгода сверх указанного судом отмотал Андрей в странном заведении на окраине Екатеринбурга. А когда судье надоело продлевать ему срок, парня выпустили. Выпустили в никуда - без документов и обязательств. 

И снова оказался Андрейка в Карпинске. Вот только дома, в котором он был зарегистрирован, уже не было, и жить парню было негде...


Неизвестно, чем бы закончилась эта грустная история, если бы друзья, приютившие парня в пригороде мегаполиса, не услышали об Уральской ассоциации беженцев. Посоветовали обратиться туда. Без паспорта парню никогда бы не выбраться из ямы, куда его методично и жестоко толкало само государство.

Так, жарким июльским днем Андрей со своим другом (одного без документов  в город было пускать!) оказался в Доме народов Урала. Заполнил анкету, узнал, что является гражданином России по рождению ("дети следуют гражданству родителей", - сказали ему в Доме народов). И еще получил заявление, составленное на имя начальника карпинской полиции, о получении паспорта.

Воодушевленный, Андрей тут же отправился в Карпинск (это почти 400 километров от Екатеринбурга).  Но что ему эти километры, если появился луч надежды. Надежды на новую жизнь!



Этот ответ Андрею передали родные... Несмотря на то, что заявление на паспорт и документы, к нему приложенные, были указаны в Положении о паспорте, ответ напоминал парню те бумаги, с которыми его знакомили раньше - либо в судах, либо в мрачных казенных кабинетах... "Бесполезно", - мелькало в его голове...

Андрей не знал, что всё это время за него отчаянно сражались неизвестные ему добровольцы Уральской ассоциации беженцев. В сентябре 2018 года обращение в защиту 16 жителей страны (в том числе и уральца Андрея) было положено на стол Первого заместителя министра внутренних дел РФ генерала Горового. В октябре - на приеме по личным вопросам с карпинской отпиской ознакомили начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Свердловской области полковника Петрову. А в декабре - врио зам.начальника ГУ МВД РФ по Свердловской области полковника Бессонова. Андрей не знал, что его фамилия "светилась" в жалобах,заявлениях и обращениях на имя генпрокурора, депутатов Госдумы и многочисленных начальников и начальниц.

И лед равнодушия раскололся. Через 8 месяцев (!) после приема заявления паспорт ему всё же выдали! Первой, куда Андрей позвонил, был Уральская ассоциация беженцев. Там его поздравили и пожелали никогда не ступать на те дорожки, которые приводили в его дом беду.


Вот только счастье сменилось печалью. А интересно, хоть кто-нибудь из слуг государевых ответит за этот чиновничий марафон? Хоть кто-то поймет, что нельзя так с людьми? Это только пластмассовые неваляшки, как их ни крути и не разбивай, возвращаются на исходную, люди, случается, ломаются навсегда и починке не подлежат...

ПРЕСС-СЛУЖБА УАБ

Фото из личного архива А. Ярового и интернет-ресурсов

Комментариев нет:

Отправить комментарий