3 апреля 2019
года в Общественной палате
Свердловской области состоялись Общественные
слушания на тему: «Проблемы
исполнения миграционного законодательства
в Свердловской области. Вопросы
профилактики коррупции в сфере миграции».
Мероприятие еще на этапе подготовки вызвало живой интерес не только у жителей Свердловской, но и Курганской, Омской, Челябинской, Томской областей и Красноярского края. Его инициаторами выступили: член
Общественной палаты Свердловской
области, председатель Рабочей группы
«По противодействию коррупции» В.А.Щукин и заместитель
председателя Общественной палаты
Свердловской области, член Общественной
палаты Российской Федерации В.И.Винницкий.
Среди участников Слушаний были:
Ландин Вячеслав Геннадьевич
|
Заместитель
начальника Управления по вопросам
миграции ГУ МВД России по Свердловской
области
|
Семенов Олег Иванович
|
Старший инспектор
второго отдела процессуального
контроля следственного управления
Следственного комитета Российской
Федерации
|
Войтенко Антон Павлович
|
Прокурор
отдела по надзору за исполнением
законодательства о противодействии
коррупции
прокуратуры
Свердловской области
|
Коростелев Михаил
Александрович
|
Прокурор отдела
по надзору за соблюдением федерального
законодательства, прав и свобод граждан
прокуратуры Свердловской области
|
Кетов Роман Сергеевич
|
УФСБ России по
Свердловской области, начальник
подразделения
|
Евтушенко Александр
Эдуардович
|
|
Дубровин Вадим Александрович
|
Начальник юридического
отдела аппарата Уполномоченного по
защите прав предпринимателей в
Свердловской области
|
Алымбеков Нурлан
Тургуналиевич
|
Консул Генерального
консульства Кыргызской Республики в
городе Екатеринбурге
|
Исанаева Чолпон Имангазиевна
|
Атташе Генерального
консульства Кыргызской Республики в
городе Екатеринбурге
|
Сайдулина Земфира
Латафулловна
|
Член Общественного
совета при ГУ МВД России по Свердловской
области, заместитель руководителя
Духовного управления мусульман Урала
|
Булдаков Борис Дмитриевич
|
Член Общественного
совета при ГУ МВД России по Свердловской
области, директор юридического
агентства «Бизнес-экономика-право»
|
Кроме официальных лиц, в зале присутствовали ученые - С.И.Глушкова, заместитель декана юридического
факультета Гуманитарного университета; В.И.Ильченко, зав.кафедрой права и методики его преподавания УрГПУ; Г.С.Тумалевич, преподаватель Гуманитарного университета; общественники, представители средств массовой информации. Официальный отчет о мероприятии был выложен на официальный сайт Общественной палаты Свердловской области http://www.opso66.ru/news/03-04-2019/.
Как видно из темы Слушаний, они имели два блока - вопросы исполнения законов о миграции и вопросы исполнения законов о гражданстве и соотечественниках. Первый блок готовили официальные лица (основной докладчик - заместитель
начальника Управления по вопросам
миграции ГУ МВД России по Свердловской
области В.Г.Ландин).
Второй блок готовили эксперты гражданского общества (основной докладчик - президент Уральской ассоциации беженцев Л.С.Лукашёва, содокладчики - эксперт Министерства юстиции Российской Федерации А.И.Усольцев и председатель Межрегионального центра прав человека Р.Е.Качанов).
Начались Слушания с видеоролика о судьбе Юли Башмаковой из Курганской области, которой повезло с возвращением внесудебно изъятого паспорта. Поскольку за нее вступилось депутатское (в лице К.Затулина) и журналистское (в лице интернет-каналов URA.RU и Russia Today, телекомпаний "Вести Зауралья", НТВ, блога Уральской ассоциации беженцев).
Далее независимый эксперт Министерства юстиции Российской Федерации А.И.Усольцев представил президиуму Слушаний своё Заключение, сделанное на два проекта законодательных документа, разработанных в конце минувшего года МВД и "якобы прошедших" антикоррупционную (за 3 дня!) и общественную (с 26.12.2018 по 09.01.2019 г.) экспертизы.
Первый
законопроект, выставленный МВД на
официальном сайте
(https://regularion.gov.ru/рrоjеcts#npa=87286),
называется
«Проект
Постановления Правительства РФ «О
внесении изменений в постановление
Правительства Российской Федерации от
8 июля 1997 г. № 828».
МВД
предлагает в п. 7 Положения внести
следующие изменения:
«Паспорт
признается недействительным:
при
оформлении его на основании недостоверных
сведений либо поддельных документов,
удостоверяющих (подтверждающих)
гражданство Российской Федерации
заявителя и (или) его личность;
при
установлении факта его незаконной
выдачи
вступившим
в законную силу приговором суда;
при
установлении факта его выдачи в нарушение
порядка, определяемого
Министерством внутренних дел Российской
Федерации;
при
установлении
полномочным органом, ведающим делами
о гражданстве
Российской
Федерации, факта
отсутствия
у владельца паспорта гражданства
Российской Федерации;
при
отмене
полномочным органом,
ведающим делами о гражданстве Российской
Федерации, решения
о приобретении гражданства Российской
Федерации».
Этой
поправкой фактически предпринимается
попытка узаконить практику миграционного
ведомства внесудебного изъятия паспортов
у любого гражданина РФ. Поправка
противоречит позиции
Конституционного Суда РФ, изложенной
в Определении от 21.04.2011 N 554-О-О "Об
отказе в принятии к рассмотрению жалобы
Суслова Мераби Отаровича на нарушение
его конституционных прав статьей 22
Федерального Закона "О гражданстве
Российской Федерации". Эта позиция
такова: «Оспариваемая заявителем статья
22 Федерального закона "О гражданстве
Российской Федерации" позволяет
отменить решение о приобретении
гражданства Российской Федерации
(независимо от оснований приобретения),
если данное решение принималось на
основании представленных заявителем
подложных документов или заведомо
ложных сведений. Указанная
норма, как видно из ее содержания,
распространяется только
на
случаи, когда отсутствовали
законные основания для приобретения
российского гражданства и
возникновения устойчивой правовой
связи лица с Российской Федерацией,
выражающейся в совокупности их взаимных
прав и обязанностей (статья 3)». В
случае принятия этой поправки стоит
ожидать всплеска внесудебного изъятия
паспортов и увеличения числа нарушения
прав граждан.
Раздаточный материал: сравнительный анализ текста поправки МВД в Постановление о паспорте (слева). Судя из Пояснительной записки (справа), раньше и в настоящее время в МВД отсутствует исчерпывающий перечень оснований для признания паспорта недействительным (!). То есть сейчас паспорта изымают БЕЗОСНОВАТЕЛЬНО!
Второй законопроект называется «Проект Приказа МВД «Об утверждении Инструкции об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при исполнении законодательства о гражданстве Российской Федерации».
Данная
Инструкции содержит целый ряд коррупционных
составляющих: превышение полномочий и
процедур, не предусмотренных
законодательством
-
проверки наличия гражданства по
инициативе МВД
в соответствии с единственным критерием
— фактом постоянной прописки лица на
6 февраля 1992 года;
-
проверки наличия иностранного гражданства
у лиц, проживающих на территории
Российской Федерации.
Текст
Заключения по обоим документам направляю
в президиум Слушаний.
Предлагаю
включить в резолюцию Слушаний следующий
пункт:
1.
Направить в Министерство юстиции,
Государственную Думу и МВД Заключение
на «Проект
Постановления Правительства РФ «О
внесении изменений в постановление
Правительства Российской Федерации от
8 июля 1997 г. № 828» и «Проект
Приказа МВД «Об утверждении Инструкции
об организации деятельности Министерства
внутренних дел Российской Федерации и
его территориальных органов при
исполнении законодательства о гражданстве
Российской Федерации»
для
приведение их в соответствие со всей
логикой права России.
Вопрос
«О
внесудебном изъятии паспортов на
территории России и проблемах, связанных
с исполнением законодательства о
гражданстве" доложила президент Свердловской
региональной общественной организации
«Уральская ассоциация беженцев»,
аналитик по вопросам гражданства РФ Л.С.Лукашёва
19
марта нынешнего года Уральская ассоциация
беженцев направила
в Прокуратуру
Свердловской области сообщение о
преступлении, предусмотренном
330 статьей Уголовного Кодекса Российской
Федерации («Самоуправство»). В сообщении
указано, что 13
декабря 2018 года на личном приеме врио
зам.начальника ГУ МВД РФ по Свердловской
области уже в 5-й раз был передан список
лиц, обращавшихся в нашу организацию
по поводу нарушений их права на
гражданство. Эти нарушения свелись к
тому, что сотрудники УВМ ГУ МВД по
Свердловской области без должной
проверки наличия гражданства изъяли у
жителей Свердловской области ранее
выданные паспорта, либо длительное
время (в течение нескольких десятков
лет!) отказывают в оформлении или обмене
просроченных паспортов гражданина
СССР.
10
февраля 2019 г. из ГУ МВД в адрес нашей
организации был направлен ответ, из
которого следовало, что никаких нарушений
в действиях своих сотрудников ГУ МВД
не обнаружило и посоветовали обжаловать
данный ответ в прокуратуру или в суд.
Однако,
большинство перечисленных в обращении
от 13 декабря граждан уже побывали в
судах и обращались в прокуратуру. Кто-то
получил положительное решение, кто-то
отрицательное, но во всех случаях никаких
мер по документированию людей полицейский
главк так и не принял. А всем проверяющим,
в том числе и в МВД, направлялись
аналогичные ответы.
В
своем обращении в прокуратуру мы раскрыли
механизм системных и систематических
нарушений закона о гражданстве и прав
граждан России. Он заключается в
следующем:
при проведении проверки наличия/отсутствия
гражданства Российской Федерации
специалист УВМ ГУ МВД сначала делает
вывод об отсутствии у лица гражданства
России, а затем подгоняет под свой вывод
персональные обстоятельства и нормы
права.
Например,
трижды суды Свердловской области
указывали ГУ МВД на небрежность проверки
статуса у жителя Каменска-Уральского
Мушега Атаняна. В это трудно поверить,
но ни одно из трех решений ГУ до настоящего
времени не исполнило.
А
при проверке статуса пожилых супругов
Чобанян, проживающих в нашем регионе с
советскими паспортами четверть века,
сотрудники ГУ так «настойчиво» проверяли
у них наличие иностранного гражданства,
что прямо в суд принесли бумагу о наличии
у них гражданства Армении. Хотя старики
там никогда не были, они родились и
выросли в Грузинской ССР, а потом
переехали на Урал!
А
в отношении Сараева Александра Юрьевича,
родившегося в 1961 году в г. Свердловске
(РСФСР) и никогда не прекращавшего своего
российского по рождению гражданства,
никакой проверки не проводилось вообще.
Вывод об отсутствии у него российского
гражданства был сделан на основании...
наличия узбекского. В настоящее время
узбекское гражданство у Сараева утрачено,
но по неизвестным причинам российская
полиция проверки его статуса не проводит,
а предлагает ему сначала приобрести
узбекское гражданство, потом отказаться
от него, а уж после всего - приобрести
гражданство России по трехступенчатой
схеме.
В
30 лет получил первый в жизни паспорт
Андрей Яровой. Хотя его мать, уроженка
России, после ее смерти парень находился
под опекой государства, никакого
иного гражданства не принимал, имел
постоянную регистрацию, пакет
документов на паспорт сдал в июле 2018
года. К нему почему-то применяли
требования закона «О положении иностранных
граждан
в Российской Федерации», а затем без
согласия Ярового
провели трансграничную обработку
персональных данных и почти 8 месяцев
ждали ответа от казахстанских властей.
А
как положено проводить процедуру
определения российского гражданства?
Раздаточный материал: сравнительный анализ полномочий МВД из Закона о гражданстве и новой Инструкции, которую подписали в МВД и направили в Минюст. Как говорится, почувствуйте разницу!
В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» № ФЗ-62 от 31.05.2002 г., пунктами 51-52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента № 1325 от 2002 г. и пунктом 15 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 19.03.2008 г. № 64 (далее — Регламент).
Раздаточный материал: сравнительный анализ полномочий МВД из Закона о гражданстве и новой Инструкции, которую подписали в МВД и направили в Минюст. Как говорится, почувствуйте разницу!
В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» № ФЗ-62 от 31.05.2002 г., пунктами 51-52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента № 1325 от 2002 г. и пунктом 15 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 19.03.2008 г. № 64 (далее — Регламент).
Последний
документ содержит исчерпывающий список
сведений,
подлежащих анализу, среди которых
требования определять
иностранное гражданство нет!
Как нет такого полномочия и в статье 30
Федерального закона о гражданстве.
Почему же ФМС-МВД более 10 лет безнаказанно
присваивает себе это полномочие и
проводит трансграничную обработку
персональных данных граждан без их
согласия?
Оказывается,
МВД НАМЕРЕННО подменяет процедуру,
предусмотренную 15 пунктом Регламента,
процедурой, регламентированной пунктом
18. Чтобы понять, в чем разница, достаточно
прочитать их названия. Пункт 15 называется
«Определение
наличия гражданства Российской Федерации.
Проверка обстоятельств, свидетельствующих
о наличии либо отсутствии гражданства
Российской Федерации» (пункты 51-52
Положения)». А пункт 18 называется
«Оформление
приобретения гражданства Российской
Федерации по рождению (Постановление
Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996
года № 12-П)».
Такая
подмена и лежит в основе незаконности,
длительности и некомпетентности проверок
наличия гражданства РФ у жителей России.
Кроме
того, запросы в иностранные органы
власти МВД делает без
согласия граждан на трансграничную
обработку персональных данных,
нарушая требования Федерального закона
«О персональных данных» от
27.07.2006 N 152-ФЗ. Тем самым потенциально
подставляя под удар тех, кто имеет
родственников за рубежом, находящихся
на госслужбе, либо выехал из государств,
находящихся с Россией в сложных
отношениях.
Что
примечательно, ни федеральное, ни
территориальные Управления по вопросам
миграции МВД, ни прокуратура, ни суд —
никто не в состоянии пресечь это
беззаконие. МВД опасается одного —
гласности. Поэтому регулярно заигрывает
с журналистским сообществом, проводя
пресс-конференции на
темы миграции, одновременно ограничивает
общественность в праве на обсуждение
законодательных и подзаконных актов,
уже на этапе разработки законодательных
документов закладывая в них механизмы
нарушения прав человека и коррупционного
поведения.
Для
искоренения нынешних и профилактики
будущих нарушений прав человека при
исполнении и изменении законодательства
о гражданстве необходимо
отладить президентско-общественный
контроль. И не путем обсуждений и
осуждений, а использовав действующее
законодательство и существующие
механизмы защиты. Предлагаю включить
в Резолюцию наших Слушаний такой пункт:
1.
Обратиться к Полпреду Президента РФ в
Уральском федеральном округе с
предложением об учреждении центра
правовой адаптации соотечественников
и экспертизы по вопросам гражданства
как механизма президентско-общественного
контроля за исполнением законов о
гражданстве и соотечественниках.
2.
Обратиться в Правительство и Государственную
Думу Федерального собрания Российской
Федерации с предложением привести в
соответствие с заключением независимой
антикоррупционной экспертизы, проведенной
в Общественной палате Свердловской
области, Проект
приказа МВД России «Об утверждении
Инструкции об организации деятельности
Министерства внутренних дел Российской
Федерации и его территориальных органов
при исполнении законодательства о
гражданстве Российской Федерации» и
Проект постановления Правительства
Российской Федерации "О внесении
изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 8 июля 1997 г. №
828. Сутью уральских предложений являются
мероприятия по
запрету на лишение гражданства и изъятие
ранее выданных паспортов у граждан
России по инициативе МВД или иного
органа исполнительной власти («закон
Юли Башмаковой»).
Завершающим выступлением на тему:
«Практика судебных разбирательств,
связанных с вопросами гражданства» был заявлен председатель Межрегионального центра прав человека Р.Е.Качанов. Но на момент проведения Слушаний он находился на севере Свердловской области, исполняя адвокатский долг перед заключенными одного из исправительных учреждений региона. Но на то и существует гражданская солидарность, чтобы поддержать товарища, когда он не может одновременно быть в двух отдаленных точках! Поэтому текст его выступления зачитала Л.С.Лукашёва.
Так
сложилось, что Свердловская область
стала регионом, где отрабатываются
модели защиты права на гражданство, в
том числе — судебные. На примере
конкретных лиц накапливается банк
судебных вердиктов, используемых,
благодаря журналистам и участию экспертов
Уральской ассоциации беженцев в
публичных мероприятиях федерального
и регионального уровней, жителями разных
регионов России.
В
2004 году в рамках муниципального проекта
«ВЕРНИ ГРАЖДАНСТВО» было проведено
52 семинара по теории и практике
российского гражданства. Результатом
такого обучения стали десятки исков
обычных жителей Свердловской области
к региональному Управлению ФМС России,
выигранных в судах Екатеринбурга.
Показательно, что за год до принятия
Определения Конституционного Суда от
21 апреля 2005 г. N 118-О «По жалобе гражданки
Даминовой Светланы Рашидовны на нарушение
ее конституционных прав пунктом а
части первой статьи 12 Федерального
закона О гражданстве Российской
Федерации» в нашем регионе было выиграно
дело Елены Глотовой к ОУФМС РФ по
Чкаловскому району Екатеринбурга об
обмене паспорта СССР на паспорт РФ.
Елена, как и Светлана Даминова, родилась
в Узбекской ССР, прибыла в Россию на
постоянное жительство после вступления
в силу нового закона о гражданстве. Но
в отличие от Даминовой, Елена получила
свой паспорт без обращения в вышестоящие
суды. А в основе ее решения лежит первое
заключение о проверке наличия гражданства,
изготовленное по технологии Уральской
ассоциации беженцев и одобренное
Свердловской государственной юракадемией.
Другим
историческим событием можно считать
вердикт Свердловского областного
суда по делу Антона Горонкова, уроженца
города Свердловска, имевшего израильское
гражданство и претендовавшего на
оформление гражданства России по
рождению. В Бюллетене Свердловского
областного суда за 1 квартал 2009 года
есть описание этого дела и указано, что
«Лица,
признанные с момента рождения гражданами
Российской Федерации в силу принципа
«права крови», не могут считаться
лишившимися этого гражданства, если
только не утратили его по собственному
свободному волеизъявлению».
А
в последние годы сутью судебных
разбирательств является следствие
отсутствия анализа судебной и правозащитной
практики Российской Федерации
миграционным главком МВД. Это не
прекращающиеся споры вокруг внесудебного
изъятия ранее выданных паспортов с
нарушением сроков отмены решений по
вопросам гражданства и методики его
определения, а также на многолетние
бездействия территориальных органов
по документированию жителей России и
даже их выдворению в никуда.
Помимо
Постановления Конституционного суда
по делу Смирнова в 1996 году, были приняты
новые вердикты, которые также не
проанализированы и не приняты в
практике ФМС-МВД. В частности, Определение
Конституционного Суда РФ от 21.04.2011 N
554-О-О по жалобе Суслова Мераби
Отаровича, которым разъяснено, что
«оспариваемая заявителем статья 22
Федерального закона "О гражданстве
Российской Федерации" позволяет
отменить решение о приобретении
гражданства Российской Федерации
(независимо от оснований приобретения),
если данное решение принималось на
основании представленных заявителем
подложных документов или заведомо
ложных сведений. Указанная
норма, как видно из ее содержания,
распространяется только на случаи,
когда отсутствовали законные основания
для приобретения российского
гражданства и возникновения устойчивой
правовой связи лица с Российской
Федерацией, выражающейся в совокупности
их взаимных прав и обязанностей
(статья 3)».
Постановление
Конституционного Суда Российской
Федерации от 17 февраля 2016 г. N 5-П "по
делу о проверке конституционности
положений пункта 6 статьи 8 Федерального
закона "О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации",
частей 1 и 3 статьи 18.8 Кодекса Российской
Федерации об административных
правонарушениях и подпункта 2 части
первой статьи 27 Федерального закона "О
порядке выезда из Российской Федерации
и въезда в Российскую Федерацию" в
связи с жалобой гражданина Республики
Молдова М. Цуркана", которым установлено,
что « административное выдворение
за пределы Российской Федерации, влекущее
пятилетнее ограничение права на въезд
в Российскую Федерацию, является
чрезмерным ограничением права на
уважение частной жизни и несоразмерно
целям административного наказания».
Благодаря
проекту «Правовой щит», дважды
профинансированному грантами Президента
Российской Федерации, Уральская
ассоциация беженцев получила
возможность провести серию судов в
различных регионах России и доложила
Первому заместителю министра внутренних
дел генералу Горовому о результатах
своей работы. Однако, противодействие
и манипулирование информацией со
стороны миграционного главка не позволили
получить положительные результаты
от проведенной работы.
Так,
в декабре минувшего года Омский областной
суд отменил решение райсуда Омска,
признавшего законным внесудебное
изъятие паспортов у дочери военнослужащих
Евгении Туленцовой. Больше года длилось
противостояние целой команды
полицейских против 20-летней студентки
и ее матери, отставной пограничницы.
Решающим моментом стало вступление
женщины в Уральскую ассоциацию
беженцев и подключение к защите омских
журналистов. В зале суда (!) выяснилось,
что отец девушки — полковник ФСБ, до
настоящего времени служит на границе,
имеет государственные награды.
А
вот жительнице Липецка Оксане Цветковой
не повезло. Несмотря на то, что иски и
апелляцию ей составляла лучший юрист
России по вопросам гражданства Людмила
Жирова, а на защиту выехал юрист проекта
«Правовой щит» Уральской ассоциации
беженцев, иск Оксана защитить не смогла.
Сейчас проживает без действительных
документов. Готовится продолжать
судебный марафон вплоть до Европейского
Суда по правам человека.
Фатально
не повезло с место жительства и члену
Уральской ассоциации беженцев в
Оренбургской области Елене Кишкань. 10
исков (последний был рассмотрен буквально
на днях!) было ею подано на бездействие
Бугурусланского отдела полиции,
которые почти 5 лет не принимал и не
рассматривал её заявления на обмен
советского паспорта. И даже обращение
женщины в Центризбирком и попытка
Уральской ассоциации беженцев через
суд принудить федеральный главк МВД
исполнять свою обязанность о надлежащем
проведении у нее проверки наличия
гражданства России успехом не увенчались.
МВД продолжает утверждать, что Елена,
родившаяся в российском Бугуруслане
и проживающая здесь всю жизнь, является
гражданкой... Украины. И постоянно
направляет на Украину запросы о статусе
Елены. Хотя согласия на трансграничную
обработку персональных данных Елена
никогда не давала.
Позорными
для современной России являются и суды
по защите соотечественников от
выдворения за пределы страны. Практика
заочного признания Минюстом России
бессрочно нежелательными для проживания
в России лиц, находящихся в местах
лишения свободы и не имеющих российских
паспортов, нередко изъятых той же ФМС
(!). Позорными, поскольку людей, отбывших
наказание, фактически вновь делают
преступниками чиновники и судьи, не
вникающие в тонкости каждой судьбы.
Юристами
Уральской ассоциации беженцев был
вызволен из ЦВСИГа кочевой цыган,
30-летний уроженец Курганской области,
никогда и никуда не выезжавший за пределы
России. Что 8 месяцев делал в ЦВСИГе
парень, страдавший от ВИЧ? Кто понесет
наказание за то, что, выйдя на свободу,
он умер, так как все эти 8 месяцев не
получал необходимую терапию?
Уехал
на Алтай гражданин СССР Василий Бабина,
отсидевший на Урале 25 лет за
преступление, совершенное еще в прежнем
веке. Уехал и в настоящее время проживающий
на положении нелегала в семье своей
сестры. Паспорт ему не меняют, а редкие
заработки он тратит в том числе и на
подарки участковому, который выполняет
за его счет план по административным
штрафам.
Во
время подготовки наших Слушаний
полицейский главк Свердловской области
предоставил Общественной палате данные
о судебной практике по изъятию паспортов
за 2017-2019 годы. Скромный, надо отметить,
список — всего 5 дел. И в нем нет фамилии
уважаемого в Каменске-Уральском пекаря
Мушега Атаняна. Уральская ассоциации
беженцев встала на его защиту еще в 2016
году (Верх-Исетский райсуд удовлетворил
иск Атаняна). Но никто не собирался
оформлять гражданину паспорт. Еще одно
разбирательство, которое было дважды
удовлетворено - сначала в 2017 году тем
же Верх-Исетским райсудом, а затем уже
в 2018 — Судом областным — до настоящего
времени не исполнено, даже после личного
распоряжения начальника УВМ ГУ МВД по
Свердловской области.
Нет
в этом обзоре и фамилии Елчу Асадова,
жителя Нижнего-Тагила, у которого по
непонятным ему причинам паспорт был
изъят, судом признаны действия незаконными,
но решение не исполнено; Бойсиддина
Шарипова. Да и отношении Фахреддина
Кулиева, который после изъятия паспорта
не смог присутствовать в похоронах
собственного отца и несколько лет не
может посетить его могилу. Что по
мусульманским, да и просто по человеческим
обычаям негуманно и противоестественно.
Фахреддин имеет два судебных вердикта
— но ни одного исполненного решения.
И
в заключение хочется остановиться на
еще не завершенном разбирательстве
по иску жителя города Севастополь,
отбывшего наказание на Урале, Евгения
Тыченко. Российская Фемида соглашается,
что участник крымской весны признан
Минюстом бессрочно нежелательным для
Российской Федерации и подлежащим
выдворению на Украину.
Вывод
из данного обзора совпадает с выводом
ЕСПЧ, вынесенного в июле 2018 года по «Делу
Аплеева и Джалагония против России».
В России отсутствует эффективная
национальная практика защиты права на
гражданство. Поэтому предлагаю
включить в Резолюцию наших Слушаний
следующий пункт:
1.
Обратиться
к Полпреду Президента в УрФО,
Зам.Генерального прокурора и УФСБ по
Свердловской области с предложением
создать рабочую группу с участием
представителей общественности - аналитика
по вопросам гражданства Л.С.Лукашёвой,
председателя Межрегионального центра
прав человека Р.Е.Качанова и эксперта
Минюста РФ А.И.Усольцева - по проведению
выборочной экспертизы изъятия
паспортов у жителей Уральского
федерального округа, а также качества
оказания госуслуг миграционными
управлениями ГУ МВД по Свердловской,
Челябинской и Курганской областям.
Мероприятие завершилось. Аппарат Общественной палаты Свердловской области выставил на сайт фото-репортаж и пообещал выложить видео.
Утром 4 апреля 2019 года в офисе Уральской ассоциации беженцев раздался телефонный звонок. Звонили по поручению Главного федерального инспектора Аппарата Полномочного представителя Президента России в Уральском федеральном округе. Попросили предоставить описание выявленных нарушении законодательства о гражданстве и массовых нарушениях прав соотечественников. Мы не стали откладывать в долгий ящик и направили в Аппарат Главфеда наши тезисы, озвученные на Слушаниях в Общественной палате.
ПРЕСС-СЛУЖБА УАБ
Фото с официального сайта Общественной палаты
Свердловской области, Межрегионального центра
прав человека, фотосъемку вел наш доброволец
Илья Алексеев
(по совместительству - сын Л.Лукашёвой)
Комментариев нет:
Отправить комментарий